Новости » Ж. д. новости
Назад
Вторая грузовая: частники пока не торопятся
20 марта межведомственная комиссия (МВК) по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте Министерства транспорта РФ приняла в черновом варианте проект создания ОАО «Вторая грузовая компания». МВК решилась на нетривиальный ход: частные операторы и другие собственники вагонов получат возможность по желанию войти в состав акционеров ВГК путем внесения в уставный капитал собственного парка. Потенциальные акционеры, опрошенные журналом «РЖД-Партнер», отмечают, что идея в целом оригинальна, но сложно реализуема.

Технология известна

Как наш журнал уже писал ранее, доля каждого акционера будет прямо пропорциональна стоимости вагонов, с которыми он войдет в капитал. С юридической точки зрения, появление ВГК подобным образом сложностей не подразумевает, говорит юрист корпоративной практики компании «ВегасЛекс» Сергей Бабич. Создание нового юридического лица, отмечает он, представляет собой многоступенчатую процедуру, деталям которой, конечно, необходимо уделять достаточно внимания. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, чему должна предшествовать реализация ряда предварительных мероприятий. В частности, потенциальными акционерами ОАО «Вторая грузовая компания» должно быть принято решение о создании далее общества, утверждены его учредительные документы, определены структура и персональный состав органов управления. После выполнения всех этих мероприятий учредители могут подать в регистрирующие (налоговые) органы документы для регистрации.

Закон требует, чтобы не менее половины акций создаваемого АО было оплачено в течение первых шести месяцев существования общества (полностью уставный капитал должен быть оплачен в течение года). При этом вопрос о способе оплаты закон оставляет на усмотрение учредителей: она может быть произведена как денежными средствами, так и иным имуществом. «От учредителей ОАО «ВГК», намеревающихся оплатить приобретаемые акции общества передачей собственного парка вагонов, закон требует обязательной оценки стоимости вносимого имущества независимым оценщиком», – говорит С. Бабич.

Документальным подтверждением оплаты акций ОАО «ВГК» может являться как подписанный акционером и представителем общества акт передачи имущества в оплату акций, в случае если закон не требует государственной регистрации перехода права собственности на имущество данного вида, так и запись о такой регистрации в противоположном случае.

«Процедура создания акционерного общества, размещения его акций и их оплаты в настоящее время достаточно четко регламентирована действующим законодательством, в частности федеральным законом «Об акционерных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и рядом других федеральных законов. В связи с этим реализация рассматриваемого варианта создания ОАО «ВГК» не потребует внесения изменений в действующее корпоративное законодательство», – отмечает представитель «ВегасЛекса».

На правах бедного родственника

В то время как юридических сложностей для претворения в жизнь подобной схемы нет, ее экономические основы вызывают много вопросов. Потенциальные «доноры» вагонов – независимые операторы – воспринимают перспективу своего участия в уставном капитале ВГК крайне скептически.

Уменьшение объемов погрузки у ОАО «РЖД» составило 33,1% в январе (по отношению к январю 2008 года) и 24,2% в феврале, в результате чего остаются незадействованными около 100 тыс. грузовых вагонов. Не лучше ситуация и у частников. Очевидно, что появление ВГК никоим образом не увеличит общий «пирог» – объем перевозимых железнодорожным транспортом грузов, поэтому ротация подвижного состава может привести разве что только к тому, что простаивающие вагоны переместятся из одной компании в другую, но с одинаковым результатом с точки зрения их загрузки. Более того, у ВГК в силу понятных причин шансов повысить загрузку своего парка будет гораздо меньше, чем у действующих операторов, ведь последние уже обладают клиентской базой, и им не нужно, в отличие от вновь создаваемой структуры, тратить время на различные формальности и организационные мероприятия. Если уж опытные участники рынка не могут найти грузовую базу, то чего ждать от новичка? «Вообще говоря, мне видится следующая ситуация: за время вынужденного простоя вагонов, как это было в случае с рождением ПГК, мы могли укрепить свои позиции», – говорит руководитель одной крупной компании-оператора.

Разумеется, рано или поздно рост возобновится, однако с учетом того, что ВГК формируется с прицелом на IPO, бремя «плохих долгов», которые накопятся за время простоя, может негативно сказаться и на имидже компании, и на ее финансовом положении, а два этих фактора как раз и определяют успех размещения.

Другой вопросительный знак касается раздела сфер влияния внутри оператора. «Давайте возьмем простую арифметику, – рассуждает топ-менеджер компании – одного из ведущих игроков на рынке, – парк ВГК составит 200 тыс. вагонов. Частные акционеры могут вносить только те вагоны, которые находятся в собственности, а таких вагонов у них немного – в основном-то в лизинге или в залоге. Тех, кто может внести хотя бы 10 тыс. единиц, можно пересчитать по пальцам. Что такое 10 тыс. штук? Это доля примерно в 5%, иными словами, миноритарный акционер, не имеющий на управление компании и ее дивидендную политику почти никакого влияния. Но даже возьмем 20 тыс. вагонов – это только 10%. Очевидно, что РЖД как основной акционер к управлению никого не допустит, поскольку в противном случае это вообще противоречило бы самой идее создания ВГК как некоего противовеса частным операторам и формирования на рынке равных условий для государственного перевозчика и остальных участников».

Еще одно замечание, высказанное одним из наших собеседников, сводилось к следующему. В настоящее время из-за падения объемов перевозок борьба за клиента резко обострилась, и появление нового игрока ее еще усилит. Какой же смысл операторам собственными руками создавать себе конкурента? Разумеется, обострение конкуренции снизит тарифы на перевозку грузов, что должно оживить реальный сектор экономики, но от этого общего соображения операторам не легче.

Резюме

После доработки, с учетом замечаний и предложений межведомственной комиссии, концепция создания ВГК будет представлена на рассмотрение Правительственной комиссии по транспорту в мае текущего года. Успех этого рассмотрения будет зависеть от того, успеет ли за это время Минтранс заручиться поддержкой потенциальных акционеров. Такая поддержка, в частности, может прийти от лизинговых компаний, которые оказались в сложной ситуации: свои вагоны они «пристроить» в настоящее время не могут, управлять ими, понятное дело, не умеют и не хотят, поскольку работают совсем в другой сфере; в то же время подвижной парк требует охраны, обслуживания и – что самое главное, уплаты различных налогов. Так что для лизингодателей обсуждаемая идея может стать если не возможностью хорошо заработать на ренте, то как минимум спасением. «Лизинговые компании сейчас стоят перед выбором – либо реструктуризировать долги, либо их списывать и избавляться от подвижного состава, – добавил заместитель директора по развитию ООО «Аппарель» Максим Бартенев. – Все зависит от конкретных условий. По крайней мере вызывает оптимизм, что со стороны государства есть попытка сохранить парк, который создавался все последние годы».

Иван Ступаченко, Мария Шевченко

Источник: РЖД-Партнер
Разместил: rentvagon Дата: 31.03.2009 Прочитано: 9797
2.8
 
sultik
sultik
ДАААА неплохо побольше бы информации еще и о пассажирском парке

Отправить личное сообщение

Персональная информация

Пункты: 25

Добавлено 02.02.2010 10:07:40

Комментарий: 4

agency110
agency110
Хороший Сайт ) Спасибо ) только вот РСС не нашел ... или плохо искал ... ( ((

Отправить личное сообщение

Персональная информация

Пункты: 1

Добавлено 08.07.2009 10:09:33

Комментарий: 3

ploot10
ploot10
Добавил в закладки Так держать

Отправить личное сообщение

Персональная информация

Пункты: 1

Добавлено 12.05.2009 08:24:45

Комментарий: 2

galsy20
galsy20
С днем победы товарищи. Ура!

Отправить личное сообщение

Персональная информация

Пункты: 1

Добавлено 08.05.2009 06:33:24

Комментарий: 1

 
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
iСекретный код:Для обновления секретного кода нажмите на картинку
Повторить: