Новости » Ж. д. новости
Назад
Тайны исчезнувших вагонов
Ежегодно на территории государств, объединённых колеёй 1520, проводится номерная перепись грузовых вагонов, во время которой происходит сверка имеющегося на путях парка с данными о нём в информационных системах. По итогам последней переписи, несоответствие между двумя этими показателями составило 0,1%, или в абсолютных цифрах 1193 вагона.

Стопроцентное совпадение информации, содержащейся в автоматизированной базе данных парка вагонов (АБД ПВ) Главного вычислительного центра ОАО «РЖД», с результатами переписи было получено лишь на КЖД. На остальных магистралях ситуация выглядит гораздо хуже: расхождение этих показателей на ЗСЖД составило 287 вагонов, на СвЖД – 265, ПривЖД – 225, КбшЖД – 155, ВСЖД – 103 и так далее.

По всему затерянному на путях подвижному составу в железнодорожных информационных системах был проставлен запрет на курсирование. Но этим делом не ограничилось. По словам начальника Управления анализа и статистики ОАО «РЖД» Сергея Филипченко, с этого года компания всерьёз занялась расследованием каждого случая несоответствия.

Причины таинственного исчезновения с путей вагонов, числящихся в АБД ПВ, оказываются самыми разными – от отмеченных в Уголовном кодексе до банальной халатности работников ОАО «РЖД» или компаний-собственников. К примеру, на ПривЖД с баланса были списаны 14 приватных вагонов, о чём свидетельствуют оформленные по всем правилам документы. Однако данные о парке так и остались в базе данных.

На ЮВЖД два грузовых вагона были переданы из запаса в состав пожарного поезда и перенумерованы. Но сообщить об этом в службу корпоративной информатизации не удосужились. На ГЖД обнаружены восемь полувагонов инвентарного парка, негодных к дальнейшей эксплуатации, которые в своё время были исключены из АБД ПВ. При расследовании выяснилось, что по письму департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» вагоны восстановили в информационной системе как вошедшие в уставный капитал ОАО «Первая грузовая компания».

В последнее время вагоны, остающиеся без присмотра, всё чаще становятся объектами преступлений. Так, на СвЖД при расформировании воинской части с подъездных путей были похищены 12 вагонов для размещения караулов. На ОЖД разобрали на металлолом 55 грузовых вагонов ОАО «РЖД», что стало поводом для заведения уголовных дел по каждому из эпизодов.

В общей сложности по результатам последней переписи было похищено более 600 грузовых вагонов, многие из них исчезли с железнодорожных путей больше двух лет назад, но до сих пор числятся в базе данных.

В январе в управление анализа и статистики компании поступило обращение начальника службы корпоративной информатизации КбшЖД с просьбой исключить из АБД ПВ платформу № 44001089. Вагон был похищен дорожным мастером Дёмской дистанции пути Башкирского отделения магистрали и сдан на металлолом ещё в 2005 году. Приговор по уголовному делу с взысканием штрафа был вынесен спустя несколько месяцев. Но из-за отсутствия взаимодействия с правоохранительными органами железнодорожников не уведомили об этом факте, и до недавнего времени платформа в базе данных значилась.

Порой номерная перепись грузовых вагонов помогает вскрыть поистине уникальные случаи. В прошлом году на станции Чапаевск КбшЖД переписчики не обнаружили трёх приватных цистерн, числящихся в АБД ПВ. В ответ на запрос железнодорожников их владелец сообщил, что вагоны давно проданы. На курсирование цистерн по сети ОАО «РЖД» в информационных системах был проставлен запрет. А спустя некоторое время вагоны выставили с нефтеналивных путей на станции Стенькино-2 МЖД и попытались снарядить в дорогу. При проведении расследования выяснилось, что цистерны были передислоцированы с КбшЖД на МЖД как «груз на своих осях» ещё в октябре 2007 года. При этом в мае 2008 года их зарегистрировали в территориальном управлении Росжелдора на другого собственника на… ГЖД – без корректного оформления необходимых документов.

– До недавнего времени такие случаи были невозможны, так как обязанности по регистрации грузовых вагонов были возложены на ОАО «РЖД» и все подобные изменения сразу же фиксировались в информационных системах, – рассказал Сергей Филипченко. – С передачей этих функций Росжелдору на железнодорожном транспорте, по сути, распалась единая система учёта грузовых вагонов, что открывает лазейку для манипуляций с парком. Простая схема, когда предприятие приобретает у одного собственника числящиеся по бухгалтерским документам и в АБД ПВ, но в реальности несуществующие вагоны, а у другого – списанные на металлолом. Старые вагоны регистрируются в любом территориальном органе Росжелдора на несписанные номера первого продавца, проводится деповской ремонт, и два года можно возить грузы, ставя под угрозу безопасность движения поездов.

По итогам последней переписи вагонов грузового парка, вице-президент ОАО «РЖД» Вячеслав Лемешко направил руководству Росжелдора письмо, где уведомил о том, что её результаты «выявили недостатки в работе с вагонами собственности юридических и физических лиц (приватные) в части снятия их с учёта из автоматизированных систем ОАО «РЖД». Вагонов, утерянных собственником, разделанных в металлолом, исключенных по техническому состоянию, без оформления документов установленным порядком, на сети железных дорог оказалось 730 единиц». Вице-президент компании попросил принять меры к исключению номеров несуществующих вагонов из информационных систем.

В ответе управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта было сказано, что «с юридической точки зрения результаты натурной переписи собственных грузовых вагонов не являются основанием для исключения Росжелдором восьмизначных номеров на цифру «5» из АБД ПВ». С этим никто не спорит, но ведь по подавляющему большинству таких вагонов есть документы, подтверждающие их физическое отсутствие.

– В связи с перспективой создания ОАО «Вторая грузовая компания» и передачей в его собственность вагонов ОАО «РЖД» исчезает само понятие «инвентарного парка», то есть все вагоны становятся приватными, – сказал Сергей Филипченко. – Чтобы сохранить систему достоверного учёта парка в автоматизированных системах, необходимо в ближайшее время совместно с Росжелдором разработать методику по документальному оформлению исключения, снятия с оперативного учёта приватных грузовых вагонов и возврата их номеров для повторного использования. Иначе ситуация с каждым годом будет усугубляться, что отрицательно отразится на эффективности использования вагонных парков.
Наталья Алексеева


Справка «Гудка»

Специальным распоряжением председателя Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина на 20 мая 2009 года назначено проведение очередной переписи вагонов грузового парка. Она пройдёт на территории государств – участников Соглашения о совместном использовании подвижного состава и контейнеров, а также в третьих странах. Первые итоги переписи предполагается подвести уже к 30 июня 2009 года. На сети РЖД полный анализ результатов будет подготовлен к 1 октября.


© «Гудок», 19.03.2009
Разместил: vagonnik Дата: 19.03.2009 Прочитано: 9082
1
DELTA
DELTA
однако потерять 1200 вагонов

Отправить личное сообщение

Персональная информация

Пункты: 79

Добавлено 28.07.2009 10:30:23

Комментарий: 4

Pytlashka982
Pytlashka982
Просто бомба! Огромное спасибо!
Реально нет слов благодарности!
Так держать!

Отправить личное сообщение

Персональная информация

Пункты: 1

Добавлено 05.06.2009 09:09:20

Комментарий: 3

NapaleoNsha605
NapaleoNsha605
Обалденно полезный и качественный сайтец у Вас!
Хорошо, что еще есть такие :-)

Отправить личное сообщение

Персональная информация

Пункты: 1

Добавлено 04.06.2009 06:55:58

Комментарий: 2

rosvagon
rosvagon
В этой статье есть моменты-просто дурь полная!

Отправить личное сообщение

Персональная информация

Пункты: 22

Добавлено 31.05.2009 12:34:24

Комментарий: 1

 
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
iСекретный код:Для обновления секретного кода нажмите на картинку
Повторить: